Сергий Радонежский сочетал установки на
духовное созерцание и активное мирское делание. После преподобного Сергия из
единого корня образовались две традиции. Влияние созерцательного мистицизма
Троице-Сергиева монастыря распространилось на север, в Заволжье, а на юге – в
Центральной России и Москве возобладала активная общественная направленность.
Московское монашество занято культурными, общественными и политическими проблемами.
В споре нестяжателей и стяжателей столкнулись выросшие из
единого источника две религиозные установки:
1) отказ от мира ради духовного
самосовершенствования, правда Царства Небесного внутри человека и мистическое
единение души с Богом;
2) общественное служение Церкви и
воздействие её на мир.
Иосифлянство утверждало социальное
служение Церкви, «своего рода хождение в
народ и воспитание народа» (прот. Георгий Флоровский). Деятелей и борцов стяжателей уравновешивала созерцательная
позиция нестяжателей, которые
формировали сферу духовных ценностей, необходимых для праведной социальной
активности. В христианской Церкви всегда проходил водораздел между верными хранителями Христовой истины и суровыми
борцами за её распространение. Без
деятелей-борцов исторический хаос
затопляет христианскую культуру. Без носителей евангельской духовности
христианское воинство вырождается в разрушителей христианских основ. Дополняя
друг друга, обе традиции создают творческое поле христианской культуры. При
уничтожении одной из них вырождается другая. Восторжествовавшая тенденция
теряет цельность, становится тенденциозной, радикальной. С разгромом нестяжателей была разрушена диалектическая гармония национального духа.
Нестяжательство само по себе не могло выражать полноту христианской
истины, но и не претендовало на это. Нестяжательское
отношение к жизни было чревато опасностью забвения о мире и его нуждах, оно
могло выродиться в бездейственность, квиетизм. Иосифлян поразил коллективистский и социальный соблазн, нестяжателей
подстерегал соблазн индивидуалистический
и спиритуалистический. Нестяжательство застраховывалось от
индивидуалистических крайностей широтой своей позиции. Оно могло выйти за свои
пределы, что было характерно для русской духовности. Нил Сорский не отвергал
разнообразных путей, взаимодополняющих в единстве Церкви. Чувство меры и
искренняя религиозность удерживали Иосифа Волоцкого на грани истины. Но
некоторые его черты – нетерпимость, жестокость по отношению к идейным
противникам, формализм мышления, приоритет внешней деятельности – принуждали
переходить эту грань. У его последователей возобладала доктринёрская логика, которая сдерживалась искренней религиозностью
основателя.
Иосифлянская школа не нацелена на
воспитание в народе христианских добродетелей – любви, совести, нравственности,
духовности. Многие срывы в русском характере являются результатом псевдохристианской муштры. Народное
благочестие стремилось компенсировать этот недостаток: в XVI веке расцветает
юродство как реакция на господствующее иосифлянство. Если иосифлянство стало
опорой власти, то функцию духовного и нравственного увещевания власти исполняет
не Церковь, а юродивые.
Националистическое по форме иосифлянство соединяло дурные византийские и западные влияния. «В 1497 году преп. Иосиф порвал с Москвой и подчинился князьям Борису Волоцкому и Андрею Угличскому, искавшим покровительства у короля Казимира. В 1507 году преп. Иосиф вернулся под власть великого князя, но основные черты его идеологии сложились в длительный период разрыва, когда он находился в сфере польско-католического влияния» (Л.Л. Регельсон). Иосифляне насаждали националистическое чванство, обскурантизм – враждебность к христианскому просвещению. В том числе и поэтому Русь упустила историческую возможность привлечь после падения Византии для создания регулярных высших школ (университетов) высокообразованных греков, которых сманивали в Италию. «Переоценить последствия этой трагической национальной ошибки трудно» (В.Л. Махнач).
Националистическое по форме иосифлянство соединяло дурные византийские и западные влияния. «В 1497 году преп. Иосиф порвал с Москвой и подчинился князьям Борису Волоцкому и Андрею Угличскому, искавшим покровительства у короля Казимира. В 1507 году преп. Иосиф вернулся под власть великого князя, но основные черты его идеологии сложились в длительный период разрыва, когда он находился в сфере польско-католического влияния» (Л.Л. Регельсон). Иосифляне насаждали националистическое чванство, обскурантизм – враждебность к христианскому просвещению. В том числе и поэтому Русь упустила историческую возможность привлечь после падения Византии для создания регулярных высших школ (университетов) высокообразованных греков, которых сманивали в Италию. «Переоценить последствия этой трагической национальной ошибки трудно» (В.Л. Махнач).
Светочам русской святости Феодосию
Печерскому, Сергию Радонежскому, Нилу Сорскому было присуще бескорыстное
стремление к истине, которое открывает путь положительным проявлениям
национальной культурной самобытности. Ориентация на вселенскость и универсализм
не подавляет индивидуального, а наделяет его общезначимостью. Иосифлянство было
оторвано от основ русской религиозности и Вселенского Православия, привносило
чуждый агрессивный партикуляризм. Тоталитарность мышления, агрессивное
неприятие других церковных позиций, узость
духовного горизонта привели к вырождению положительного в иосифлянстве, ибо
частная истина превращается в ложь, когда её противопоставляют истине
целостной.
Поляризация проходила по основным
проблемам жизни. «Спор шёл о самых
началах и пределах христианской жизни и действия… Сталкивались два религиозных
замысла, два религиозных идеала… В этот спор были вовлечены сами религиозные
массы» (прот. Георгий Флоровский). Иосифляне в борьбе с нестяжателями раскололи православную
духовность, изгнали с исторической арены важнейшую традицию православной
духовности.
В итогах борьбы стяжателей и нестяжателей
обнажилось противостояние мистического
натурализма и духовного
христоцентризма, антиличностной реакции язычества и христианского персонализма. С одной стороны, торжествует боязнь
Христа Пантократора как жестокого Судии, с другой – любовь и доверие ко Христу,
распятому и страдающему за человечество. У иосифлян доминирует вера в
немилостивого Небесного Царя, у последователей Нила Сорского – вера в любящего
и милосердного личного Бога, у стяжателей
– вера из страха, у нестяжателей –
вера из любви. Сталкиваются суровая дисциплина, взнуздывающая и заковывающая, и
кроткая всепреображающая любовь. Бог иосифлян – не распятый и воскресший
Христос, любящий и милующий, а ветхозаветный Яхве – гневный, жестокий, который,
по Иосифу Волоцкому, «по природе бурен и
неистов… Он добивается своей цели страстно и раздражительно». У Иосифа
Волоцкого сочинение догматического характера носит своеобразное название: «О
перехищрении и коварстве Божием». Иосифлянство – это ветхозаветное благочестие на христианской почве, искушение судебной
справедливостью, одержимость юридическим обоснованием добра, попытка спасения
через жестокую дисциплину. В нём присутствует скрытая подозрительность к
самодостаточности небесного, попытка подпереть небесное земным, по-мирски
обосновать горнее. В результате профанируется высшее, вечное подменяется
временными формами. Логика иосифлянства выводит за пределы христианства, жизнь,
которую оно выстраивает, является христианской только на поверхности.
Об этом свидетельствует и тот факт, что «направление, восторжествовавшее в жизни и в
иерархическом строе русской Церкви, далеко не торжествует в лике её святых.
Можно наблюдать скорее обратное соотношение. К святым “иосифлянского”
направления можно причислить с уверенностью лишь Даниила Переяславского и
Герасима Болдинского. Никто из непосредственных учеников преп. Иосифа не был
канонизирован» (Г.П. Федотов). Святые олицетворяют идеальную, праведную
сторону народной души. Святость задаёт идеал, к которому тянется народное
благочестие и в свете которого народ судит свои пороки, обличает многие
господствующие формы жизни. Иосифлянство приземляло православные идеалы. В
качестве достойного провозглашается обыденное, общезначимым утверждается
преходящее, нормой признаются распространённые пороки. Внешнее торжество
иосифлянского идеала не доказывает его истинности, скорее свидетельствует о
преклонении перед силами мира сего. Иосифлянство не столько проповедовало
евангельский идеал, сколько пыталось церковно освятить сложившуюся мораль,
устоявшиеся предрассудки. Оно приспосабливало евангельскую истину к злобе дня,
пыталось санкционировать Евангелием житейские формы. Христианская истина
тускнела и искажалась в сутолоке мирской обыденности.
О подлинно христианской духовности
свидетельствовало нестяжательство,
изгнанное из официальной церковной жизни. Нестяжательская
традиция тлела в укладе некоторых монастырей, сохранялась в формах народного
благочестия вопреки насаждаемой официальной церковности: «Но гармония, со столетиями уже как бы наследная, – выжила и сквозь
Раскол, и сквозь распорядительные десятилетия Петра и Екатерины, – отхлынула от
верхов, покинула верхние ветви на засыхание, а сама молчаливо вобралась в ствол
и корни, в крестьянское и мещанское несведущее простодушие, наполняющее храмы.
Они ошибочны даже в словах молитв (но их пониманию помогает церковный напев),
только знают верно, когда креститься, кланяться и прикладываться. И в избе на
глухой мещерской стороне за Окою дремучий старик, по воскресеньям читающий
Евангиль своим внукам, искажая каждое четвертое слово, не доникая и сам в
тяжелый славянский смысл, уверенный, однако, что само только это чтение
праздничное унимает беса в каждом и насылает на души здравие, – по сути и прав»
(А.И. Солженицын).
Сложившуюся ситуацию можно
характеризовать как иосифлянский раскол
– образование церковного течения на основе частной идеи, претендующей на
полноту истины. Тотальная
сосредоточенность на частностях и абсолютизация
второстепенного перекрывают возможность восприятия целостной истины.
Иосифлянство, сохраняя видимое согласие с основными догматами христианства,
уводило от христианства обмирщением, искажением религиозных идеалов,
переориентировкой религиозной энергии. «То, что совершилось в Русской Церкви в столетие после падения Византии, было настоящей духовной катастрофой, последствия которой придают трагическую окраску всем последующим векам русской истории. В конечном счёте, и сегодня мы пожинаем отдельные последствия именно этой катастрофы... Именно религиозный выбор влечет за собой неисчислимую цепь последствий, определяя судьбы отдельных народов и, в конечном счете, всего человечества». (Л.Л. Регельсон).
Чем исторически обусловлен иосифлянский крен в русской духовности?
Интегрируя субъективные мотивы и объективные обстоятельства, приходишь к
выводу, что решающее значение сыграло пагубное наследие двухвекового
татаро-монгольского ига. Порча национального характера, понижение культуры,
искажение морали, потеря некоторых идеалов не могли не сказаться на духовном
самоопределении народа. Невыносимые условия жизни требовали от человека и
государства силы и жёсткости, что не благоприятствовало формированию сложных и
утончённых душ. Иосифляне персонифицировали стихии исторического рока и фатума,
захлестнувших возрождающуюся русскую православную духовность.
Так в конце XV – начале XVI века
глубинные противоречия национального бытия привели к расколу национальной психеи, что стало причиной духовных катастроф
в будущем. С разгромом нестяжателей
была разрушена экзистенциальная диалектика
двух православных традиций. Насаждение внешнего, обрядового исповедничества
привело к охлаждению веры. В атмосфере теплохладности и индифферентизма
тускнели идеалы, при ослаблении духовного напряжёния разнуздывались
демонические стихии. Иосифлянство насадило в официальной жизни натуралистическую антиперсоналистическую
ориентацию. В средневековом человеке было много юных природных сил,
нуждающихся в суровом воспитании. Но была и духовная тяга, которой можно было доверять и довериться.
Иосифлянство, пресекая свободу личного самосовершенствования, задерживает рост
духовных сил народа и кристаллизацию
личностного начала. Историческая перестраховка и духовная робость при
преобладании натуралистических форм оказались неоправданными. Гарантий будущему
это не дало и лишило возможности своевременного решения болезненных проблем.
Христианское завоевание мира извне не могло удаться, ибо это не христианский
путь. Натуральные формы жизни, на устроение которых бросаются все силы и
которым приносятся величайшие жертвы, рано или поздно рушатся, ибо это то, что моль и ржа истребляют. Рухнут все
могущественные царства и империи, как рухнула великая Российская империя. Наш
трагический опыт должен напомнить нам, что незыблемыми остаются только духовные
ценности, обретение которых является историческим назначением народа.
Христианство призывает не к накоплению внешней мощи, а к историческому накоплению духовной свободы, любви и милосердия – во
взыскании Нового Неба и Новой Земли. Христианское преображение мира может быть
только через духовное совершенствование человека, через становление
богочеловеческого образа личности. Общественные и государственные формы имеют
ценность в той степени, в какой предоставляют благоприятные условия для богоуподобления личности. Иосифлянство повернуло
Россию на путь, который через многие срывы и потери привёл её на поле
исторической брани XX века духовно
безоружной.
Таким образом, из двух взаимодополняющих духовных путей один был разрушен, другой гипертрофирован и тем искажён. «Первая возможность была в том, чтобы продолжать развивать и воспитывать взыскующий истину человеческий ум, углублять духовное делание, развивать церковное творчество; не боясь разномыслий, в духовном состязании созидать соборное многообразие народной и церковной жизни: это был исихастский, синергический, восточно-православный путь. Вторая возможность – властной рукой остановить разброд и шатания, запретить обсуждение болезненных и острых вопросов, закрепить достигнутое как вечный канон, пресечь "бесконтрольное" духовное делание, ввести личный подвиг в строгие рамки монастырской дисциплины, установить единство мысли и образа жизни, унифицировать церковный обряд, укрепить хозяйственное и политическое положение Церкви, поставить ее на службу конкретным задачам растущего государства. Духовная трагедия Московской Руси была не в том, что в Церкви возникли две остро столкнувшиеся партии – Иосифа Волоцкого и Нила Сорского; беда была в том, что победа одной из партий оказалась слишком "сокрушительной", в том, что эта партия осталась единственной. Оба течения возникли не случайно, оба выросли из недр русской церковности, оба откликались на жизненные требования эпохи. Направление Иосифа отвечало решению более срочных и насущных задач, поэтому на ним и пошло большинство. Но уже ближайшее будущее показало, что насильственный обрыв Сергиевой традиции синергического гуманизма сделал Русскую Церковь творчески беспомощной перед лицом великих задач, которые готовила ей история. То, что совершилось в Русской Церкви в столетие после падения Византии, было настоящей духовной катастрофой, последствия которой придают трагическую окраску всем последующим векам русской истории. В конечном счете, и сегодня мы пожинаем отдалённые последствия именно этой катастрофы» (Л.Л. Регельсон). И сегодня, по существу, мы живём в Церкви иосифлянской.
Виктор АКСЮЧИЦ
.