Произведения
А.И. Солженицына во многом выстроили мою общественно политическую позицию,
повлияли на осознание истории России. На каком-то этапе вступил во внутреннюю
полемику с учителем. Я даже обратился к Александру Исаевичу с письмом, которое,
конечно же, не было послано.
25.03.85.
Ваше
слово изменило облик современного мира. Подспудно многое меняется и в России.
Целые группы и слои тянутся к светлой и твердой истине – «жить не по лжи».
Работа собирания памяти, культуры, нравственной определённости ведётся на
разных уровнях подсоветской жизни. Людей движет не лозунг и не программа, а
единый духовный порыв оздоровления. Бетон официальной идеологизированной
культуры взрывают живые ростки освобождающейся мысли и пробуждающейся совести:
писатели «деревенщики», учёные филологи и историки, философы и публицисты. Всё
более тяготение к здоровым нашим истокам – православной русской культуре и
истории.
Публицистика
истинно русских писателей приобретает всё больший проповеднический нравственный
накал. Виктор Астафьев в «Литературной газете», Валентин Распутин в «Советской
культуре» формируют идеалы очищения от духовного дурмана. За пределами
официозной культуры множество талантливых одиночек, по зову сердца собирающих
зерна нашего духовного рассеяния, и по кирпичику восстанавливающих наш дом
души. Пример энциклопедических изданий внутри страны и русской прессы за
рубежом показывает, какие творческие силы кристаллизуются под спудом и только
ждут возможности влиться с культуру.
Вместе
с тем, всё – ещё в судорогах, надрыве и надломе. Оголяются традиционные
российские расщепления и разрывы: интеллигенции и народа, творцов-тружеников и
интеллигентской мещанской массы («образованщины»). Первые невнятные и мутные
фразы возвращающегося религиозного сознания и национальной памяти зачастую
принимаются за последнее слово и манят, как болотные огни псевдокультуры.
Интеллигенция начинает говорить на религиозно чужом и чуждом языке
(антропософия, буддизм, чань, современные синкретический и натуралистический
мистицизм), и национально агрессивным тоном. На православное мировоззрение
изнутри и снаружи ополчается антихристианская духовность. Патриотизм
разрывается и дискредитируется национализмом. Волна современных западных
соблазнов (позитивизм в умах, мещанское потребительство в быту). И во всем этом
мутит воду властвующая идеология.
Измученный
и спаиваемый трудовой народ «безмолвствует». У тела России ещё сохранились её
трудовые члены. Везде, где только приоткрывается малейшая возможность, народ
тянется к земле и к продуктивному труду. «Поправочная экономика» воспроизводит
хоть какие-то кадры инициативного, ответственного труженика. Не искоренены,
хотя и искажены древние национальные инстинкты: «нужен сильный хозяин», «своя
власть хоть и плохая, но всё же своя». Современный русский трудовой народ
ответственность за разгром и потраву готов переложить на кого-нибудь дальнего
(«виноваты евреи», «кормим африканских дармоедов», «американцы хотят войны»)
своим же отечественным властительным бандитам психологически народ готов
простить, либо не вменить им вину и совместно продуктивно трудиться. В этом
силен соблазн, но ведь и выход тоже только в этом: невозможно никакое
восстановление во взаимной вражде, борьбе и истреблении. В освободившейся от
идеологии России придётся работать бок о бок всем стоящим сегодня по разную
сторону баррикад. Нащупать пути к общенациональному примирению может только
нравственная совесть народа и её воспитатель – Церковь. В этом смысле
деятельность о. Дмитрия Дудко является поистине провиденциальной, выражающей
нравственный инстинкт православной души русского человека. Возрождение России
возможно только во взаимном прощении и в соборном труде.
Безусловно,
и в трудовом народе много тёмных и агрессивных стихий, приумноженных за годы
идеологического господства. Естественный отбор коммунизма выбивал из жизни
лучшие экземпляры человеческого рода. И здесь тоже огромное поле для
очистительной нравственной работы.
Глубинные
тектонические толчки потрясают и сам идеологический монолит – партию и
структуру власти. Ближайшее время давно сдерживаемые изменения выльются в
жизнь. И это, безусловно, откроет новые исторические перспективы. В общем,
многое в России меняется, хотя ещё подспудно, но ещё более предстоит. Первые
проблески возвращающегося сознания ещё в мареве полубредовых видений,
принимаемых за реальность. Предстоящие духовные соблазны и искушения более
тонки и потому не менее опасны.
Ваш
голос слышен на весь мир, но принадлежит он России. Ваша гигантская работа
должна увенчаться новым словом и прозвучать оно должно здесь, у подножия
Русской Голгофы. Я так же, как и Вы, уверен, что Вы вернётесь в ближайшем
будущем в Россию. В России – решаются сейчас судьбы мира. Оздоровить себя и
дать перспективу современному миру Россия сможет только породив новую великую
спасительную национально-религиозную идею. Формирование этой идеи невозможно
без Вашего участия здесь. По отношению к этому новому слову все Ваши творческие
подвиги окажутся долгим и трудны приуготовлением.
Но я не
российский хилиаст и не утопист. Возрождение России не будет, конечно, явлением
Царства Божьего на земле. Но это будет изживанием величайшего из человеческих
духовных соблазнов. И этот опыт, безусловно, откроет перед человечеством,
невиданные духовные горизонты. Они принадлежат будущим поколениям, но вручить
им эти перспективы можем только мы. Поэтому в России Вы окажетесь не в
торжестве, а для последних битв с духами небытия, терзающих душу её, и для
опознания подстерегающих её новых соблазнов. Вы нужны здесь не мироправителям,
а народу.
Виктор АКСЮЧИЦ
Хотя письмо Виктора Аксючица, написанное в 1985 году, не было отправлено великому писателю, оно и сейчас играет исключительную роль для примирения, умиротворения, успокоения международной обстановки с целью установления единого и разумного пути по пути прогресса, установления короткого, но совершенно необходимого на этой Земле человеческого счастья. Не об этом ли писал Николай Васильевич Гоголь в своем описании птицы-тройки, стремящейся достигнуть соборным, общечеловеческим путем сияющих вершин для всего народа ? Думаю, что должно наступить так ожидаемое всеми примирение, силы войны и страданий человека должны уйти в сторону, должно наступить прекращение взаимных обид и осуществиться резкое понижение страшного градуса кровожадности, которое , хоть и поутихло, но продолжает править тризну по образцу существовавшей на этой земле в прошлом резни и терроора против своего народа! Будем молиться Богу, чтобы путь примирения восторжествовал!
ОтветитьУдалить