Самосознание русского народа зачинается с
крещения в Православие в 898 году. С духовным рождением молодой народ динамично
осваивал древнюю мудрость, принятую от Византии: через два века Русь была
православной страной, с грамотной аристократией, образованным духовенством,
множеством храмов, преображённой нравственной и общественной жизнью.
Национальное единство поддерживалось не государственностью, а Православием.
Культура средневековой Руси явила образцы гениального творчества. Вместе с тем
на Руси слабо развивалась богословская и философская мысль. Это дало основание
некоторым исследователям характеризовать русское Средневековье как бессловесные,
или немые,
века, свидетельствующие о неспособности азиатского народа к высокой
мысли – философии и богословию. Это мнение покоится на ряде предрассудков. В
рационалистической европейской культуре мышлению как таковому полагается быть
рационалистическим, что далеко от истины. Феномен немых веков отражает специфичность русской истории, культуры и
национального характера. Для молодого народа, не приобщённого к древним
культурным традициям, не имевшего письменности, требуются века для восприятия
культурного пласта христианства. Западноевропейские народы пережили аналогичную
эпоху тёмных веков. Русский народ
прошёл ученичество быстрыми темпами. Сохранившиеся произведения представляют
собой доли процентов от массива письменности домонгольской Руси. Можно только
представить, сколько было уничтожено произведений, соизмеримых со «Словом о
Законе и Благодати» митрополита Илариона. Чтобы после смертоносного нашествия
сохранить христианское мирочувствие и развить его до христианского
мировоззрения, народу понадобились века внутреннего созерцания, самоуглубления,
самоанализа, размышления о бытии, выражаемые в доступных формах – искусстве и
жизненном укладе, – после чего оформилась философическая мысль.
Аристотель
Распространено мнение, что Западная
Европа – наследница античности, античного разума, философской мысли, Русь же не
имела доступа к античному наследию, чем объясняется отсутствие в ней
философской традиции. Наибольшее влияние на философское мышление христианских
народов оказали традиции платонизма и аристотелизма. Платон и Аристотель явили
различные методы философствования, которые оппонируют друг другу на протяжении
многих веков. В постижении метафизической истины оба подхода взаимодополняют
друг друга, развиваются и углубляются его последователями в диалектической
полемике. Русская культура восприняла через Византию традицию христианского
платонизма, что придало национальному духу определённое своеобразие.
Большинство диалогов Платона больше
похожи на литературные, а не философские тексты. Форма диалога предоставляет
возможность для диалектического столкновения мнений: кто-то рассказывает
кому-то какую-то историю, либо пересказывает миф, либо рассуждает о чём-либо
умственном – например, о красоте самой по себе; затем участники могут
подискуссировать. Диалоги близки к художественным произведениям, хотя Платон
мог быть и рационалистом, как в диалогах «Теэтет» или «Софист». В
художественности и образности его текстов сокрыто основное своеобразие
платоновской методологии. В творчестве Платона сильны эротические и эросные
энергии, акцентирующие и воссоединяющие противоположности мужского и женского,
земного и небесного.
Сложные философские тексты, например
Аристотеля или Гегеля, требуют для понимания нескольких прочтений, но когда
смысл открывается сполна, понятое не
требует дальнейшего углубления. Иная природа текстов в Библии. При первом
знакомстве открывается обширный пласт известных смыслов, ассоциаций, ибо
библейскими образами пронизаны наша жизнь и культура. Последующее чтение
открывает новые глубины, которые можно постигать всю жизнь. В бездонности – специфика
образного языка, в отличие от
рационалистического, способного выразить сложные, но не глубинные смыслы.
Рациональное понятие ограничено, жёстко схватывает частный смысл, отрубая
сопряженные смыслы. Поэтому, осознав его, дальше погружаться некуда. Острый луч
рассудка может глубоко проникнуть в явление, при этом освещаются фрагменты,
расчленяется живая ткань предмета, многое разрушается, теряется, а значит, не
схватывается целостность, не воспринимается жизненная органичность явления.
Платон
Творческий метод Платона, помимо
категориального анализа включающий художественный образ, позволяет целостно
созерцать предмет, не нарушая живого
единства разнообразия. Образно-понятийное познание объединяет в себе
разнообразные проявления человеческого духа, оно более органично, представляет
собой творческое вживание в предмет, экзистенциальное сопереживание, целостное
созерцание. Направленность на познание Божественной сущности бытия является
актом богопознания. Образ несёт больше информации, ибо содержит живое представление
о бытии, позволяющее погружаться в него. Платоновский текст, подобно
библейскому, открывается с начала, но возвращение к нему позволяет погружаться
в более глубокие смыслы. Диалоги Платона задают параметры философствования,
которые глубже и обширнее рационалистических. Для Платона в отличие от
Аристотеля акт философского познания был прежде всего актом богопознания.
Платона интересовал более всего вопрос главный: каково бытие Демиурга, кто есть
Творец бытия, что происходит в акте творчества – творения? Основные его диалоги
– вокруг этого, особенно диалог «Тимей» – самый глубокомысленный философский
текст в европейской философии. Философия Платона онтологична по предмету и
экзистенциальна по форме. Экзистенциальный
онтологизм ориентирован на созидание новых смыслов, для чего синтезирует
широкий спектр средств: от рационалистической диалектики до художественных
образов. Платон вывел из небытия в бытие грандиозное количество смыслов (мир
идей, «Благо» – Единое как наиболее явственное представление о Единобожии,
первое в истории представление о вечной индивидуальной человеческой душе),
которые питают европейскую культуру до настоящего времени.
Философию Платона развивали платоники и
неоплатоники. Платон стоит у истоков христианского богословия; отцы Церкви и богословы
средних веков называли Платона первым христианином до Христа, божественным
Платоном. Если Платона интересовали прежде всего вечные идеи как
первоосновы бытия, то Аристотеля более всего – энтелехии явлений и предметов,
его сознание менее универсально. Аристотель – яркий пример рационалистического
познания. Его философию можно характеризовать как рационалистическую метафизику. Аристотель – гениальный философ, но
он большей частью анализирует и систематизирует ту массу смыслов, которые вывел
на свет Платон. Аристотель филигранно располагает их по «полочкам» и навешивает
«ярлыки». Один подход не исключает другого, но понятно, какой приоритетнее в
творчестве как созидании новизны. Каждый значительный философ и философская
традиция в христианской культуре несут в себе начала Аристотеля и Платона. У
кого-то доминирует системно-рационалистическое,
у кого-то – экзистенциально-онтологическое
осмысление мира. Западноевропейское философское умозрение склонно продолжать
аристотелевскую традицию. Восточнохристианское – византийское,
православно-славянское и русское – следует в русле платоновской традиции.
Платон оказал огромное влияние на
патристику, которая была платонической и неоплатонической. Православное
богословие и богослужение пронизаны образами христианского неоплатонизма. Без
платоновского мира идей, без его представлений о Демиурге, о вечной
человеческой душе невозможно понять смысл христианской литургии. Тем же, кем
для Западной Церкви был Фома Аквинский – автор проаристотелевской схоластики,
тем для Восточной Церкви были Иоанн
Дамаскин и Константинопольский патриарх
Фотий. Дамаскин впервые систематизировал христианское вероучение в
фундаментальном труде «Источник знания», который включал разделы: философский –
«Диалектика», обличительный – «О ересях», догматический – «Точное изложение
православной веры». Примечательно, что в
то время, когда Фотий в 870 году создал свою академию и Византия переживала
культурный и богословский расцвет, на Западе только заканчивались века
варварства.
Из трёх
источников христианской цивилизации – римского правового порядка, греческой
интеллектуальной традиции и христианской духовности – более всего латинская
политическая и правовая культура была воспринята Западом, да и то, после веков
варварства, из Византии – кодекс Юстиниана как синтез римского права. Греческая
философская мысль была известна на Западе опосредованно, искажённо и
фрагментарно, что привело к восприятию и развитию одной – рационалистической
тенденции античной мысли. Там основные христианские богословские и философские
представления были сформированы, когда отцы и учителя Церкви в борьбе с ересями
выразили истины Новозаветного Благовестия на языке высокоразвитой
неоплатонической философии. Синтезом христианского откровения и античной мысли
является патристика, которая сформировалась в Восточно-Римской империи – в
Византии, где творили почти все Отцы Церкви. Только несколько западных Отцов
Церкви общепризнанны в христианском мире. Влияние христианской богословско-философской
традиции шло с Востока на Запад, ослабевало с веками и практически прекратилось
к XI веку – с разделением Церквей. Изначально неполно
воспринятая христианская традиция высокого мышления развивалась далее на Западе
с рационалистическим уклоном, сужаясь тематически и формализуясь.
Западная Европа – наследница римской
античности, с развитыми политическими и правовыми традициями. В искусстве и
философии римляне подражали грекам. «Римляне,
в отличие от греков, не создали никакой философии: даже философствуя, они
остаются юристами. У них нет своей истории богов, нет трагедии, нет
собственного эпоса. Это лишённый фантазии народ государственных чиновников и
солдат – пруссаки античного мира» (В. Шубарт). После падения
Западно-Римской империи, в течение веков переселения народов, просвещение в
Западной Европе сохранялось в монастырях – островках латинской христианской
культуры среди моря варваров. До XII века
византийская цивилизация превосходила западноевропейскую, а к моменту крещения
Руси «Западная Европа была тёмной и
отсталой провинцией единого христианского мира, центр которого определённо
находился не в Риме, а в Константинополе. Последний был сокровищницей
классической литературы, донесшей до нас древнеязыческие и христианские
традиции Греции» (Г.П. Федотов). В раннем Средневековье в Европе был
переведён на латинский только один диалог Платона – «Тимей», но изучались более
комментарии к нему. Было небольшое количество произведений Аристотеля в
латинских переводах. Нашествие сарацинов в Испанию в VIII веке открыло Европе неизвестные произведения
Аристотеля, но на арабском языке. Толкований было больше, чем переводов, ибо
каждый переводчик считал себя толкователем текстов.
После завоевания турками Константинополя
в 1453 году беглые византийские монахи впервые принесли в Италию оригинальные
произведения Аристотеля и Платона. Греческое культурное наследие, переданное
византийцами, послужило мощным импульсом – с этого в Европе начинается эпоха
Возрождения. К тому времени западноевропейское мировоззрение оформилось в
школах схоластики и томизма, которые сложились под влиянием Аристотеля,
известного фрагментарно и отражённо. Поздняя схоластика занималась
интерпретацией Аристотеля, согласованием его учения со Священным Писанием и
мнением признанных христианских авторитетов. Поэтому развитие возрожденческого
философского сознания шло в рационалистических формах и несло на себе отпечаток
изначальной периферийности. «Римская
Церковь в уклонении своём от восточной отличается именно… торжеством
рационализма и преобладанием внешней разумности над внутренним духовным
разумом» (А.С. Хомяков).
Архангел Михаил; XIV в.; Византия. Константинополь.
Христианское мировоззрение на Западе было
пронизано аристотелевским рационализмом и римской правовой традицией. Обе
тенденции нацелены на формирование внешнего человека и межчеловеческому обустройству,
мало способствовали внутреннему христианскому преображению. Философскому и
богословскому оформлению ренессансной гуманистической интенции поспособствовало
влияние греческих еретиков-варлаамитов, которые после поражения на
«паламитских» соборах в середине XIY века выехали
в Италию, где стали учителями итальянских гуманистов. «Варлаам, обласканный еретиками-папистами, ставший епископом, был, как
известно, учителем Боккаччо и Петрарки. Эта якобы греческая ересь, глубоко
западная по духу (сам Варлаам – выходец
из Италии) шла в полный унисон с другой, уже чисто западной, апостасийной
традицией, а именно, схоластикой» (В.П. Семенко).
Вместе с тем, Возрождение – это прорыв языческой природы западного человека,
которая в течение Средних веков муштровалась христианской аскезой. В возрожденческом титанизме прорвалась
скованная, но не преображённая христианством языческая стихия. Возрождение –
это прежде всего возрождение неоязычества
западного человека, стремящегося к своим дохристианским корням. Исход византийских
гуманистов в Италию послужил поводом, а принесенная ими эллинистическая
культура – материалом для культурного самовыражения западноевропейцев.
Заимствован был в основном языческий натурализм, подкреплённый аристотелевским
рационализмом.
В то время как христианский Запад получил
философское наследие греков от арабов через Александрию и от беглых
византийских монахов через Рим и Палермо, Византия была прямой наследницей
культуры античной Греции и наследницей греческой мысли. Культуру Византии можно
квалифицировать как христианский
эллинизм. В Византии знали Платона и Аристотеля в оригиналах. Доминировал
интерес к Платону, потому что для профессиональных философов было очевидно, что
универсум Аристотеля фрагментарен по отношению к универсуму Платона,
платоновская философия более универсальна, всеобъемлюща, бытийна.
Богоматерь Гликофилуса (Сладкое Лобзание); Византия; XII в.
С крещением в Православие Русь восприняла
византийский эллинизм, в том числе
платоновскую философскую традицию: «Гармонически-греческое
в ранней русской душе сказывается и в той тесной связи, которую отцы Восточной
Церкви искали с Платоном, в то время как на Западе ориентировались на
Аристотеля» (В. Шубарт). С этим согласен и директор Библиотеки Конгресса
США: «Тогда как Западная и Северная
Европа унаследовала первичное и ещё не организованное христианство от
распавшейся Западной Римской империи, Русь восприняла совершенное вероучение
ещё не покорённой Восточной империи» (Д.Х. Биллингтон). Через
церковнославянский язык в русское мировоззрение транслировались культурные
пласты христианского эллинизма и эллинизма античного. «Русский язык – язык эллинистический. По целому ряду исторических
условий живые силы эллинской культуры, уступив Запад латинским влияниям и
ненадолго загащиваясь в бездетной Византии, устремились в лоно русской речи,
сообщив ей самобытную тайну эллинистического мировоззрения, тайну свободного
воплощения, и поэтому русский язык стал звучащей
и говорящей плотью… Эллинистическую природу русского языка можно
отождествлять с его бытийственностью» (О.Э. Мандельштам).
«Из
греческого наследия русские ученики восприняли веру в вещественность,
субстанциональность слова… Слово здесь не просто звук и знак, чисто
“семиотическая” реальность, но драгоценная и сакральная субстанция. Одни и те же фигуры одной и той же риторики
имеют различную природу в русском “витийстве” и в западноевропейском
“эвфуизме”; и различие это, в конечном счёте, обусловлено разницей конфессионально-культурного и конфессионально-психологического
контекста, давшего “витийству” такую меру серьёзности, в которой было отказано
цивилизационной игре “эвфуизма”, но также и спецификой славяно-русского слова,
воспитанного не латинскими, а греческими образцами» (С.С. Аверинцев). Можно отметить
«плодотворную доверчивость, с которой русская самобытная речевая культура пошла
навстречу эллинистическому красноречию, чтобы уже навсегда слиться с ним в
нерасторжимое целое. Это слияние –
константа русской литературной культуры. Оно живо и после Петра – в
классическом витийстве, праздничном у Державина, медиативном у Тютчева. Оно
живо и в нашем столетии» (С.С. Аверинцев).
Христос Пантократор; VI в.; Византия. Константинополь.
Наследие античного и христианского
эллинизма было целостно воспринято за короткий срок, творческая энергия
молодого народа созидает своеобразную и многообразную христианскую культуру.
Древняя Русь шла к русскому православному
возрождению, которое было прервано татаро-монгольским нашествием.
Виктор АКСЮЧИЦ
Работа Виктора Владимировича Аксючица "Становление русского мировоззрения (до XVI века. Часть I. Истоки" безусловно является значительным вкладом в объяснение становления и развития русской философской мысли.Автор пишет, что период "ученичества", для народа,еще не приобщенного к древним христианским традициям, не имевшего еще письменности русские прошли очень быстрым темпом, что подтверждается сохранившимися удивительными произведениями домонгольской Руси. Наибольшее влияние на философское мышление христианских народов того времени оказали труды Платона и Аристотеля. Философский рационализм Аристотеля оказался более близким к западноевропейскому мышлению. Восточноевропейское мировоззрение ближе для себя восприняло неоплатоническую философию.
ОтветитьУдалитьТри источника христианской цивилизации: римское право, греческие интеллектуальные традиции и христианская духовность после веков варварства первые два воспринял
Запад Европы, в Восточно-Римской империи, в Византии возобладали богословско-философские традиции. Именно Византия оказалась прямой наследницей эллинизма древней Греции. Христианское мировоззрение на Западе было насыщено аристотелевским рационализмом.В данном плане, в котором сочеталось греческое красноречие и русская самобытная речевая культура, в русском языке и культуре возникло преимущество в музыкальности речи. Как говорил Байрон, на английском языке можно только свистеть, шипеть и плеваться. Именно пониженная музыкальность пресыщенного юридическими акцентами языка привела к тому, что среди англоязычных народов не появился ни один композитор, по уровню близкий Чайковскому, Скрябину, Брамсу, Бетховену, Моцарту и пр.Так наследие античного христианского эллинизма привело Православные народы к эпохе Возрождения, прерванной татаро-монгольским нашествием. Можно в заключение подчеркнуть глубину и содержательность работы В.В.Аксючица и еще раз призвать к их самому углубленному изучению в целях повышения уровня общей культуры в России.