«И ни одна из них (птиц) не упадёт на землю без воли
Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены…» (Мф.
10, 29-30). Не означает ли это отрицания человеческой свободы? В мире
действует и противная Богу воля дьявола: сатана – князь мира
сего – «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12,31). Бог
не попустительствует злу, ибо зло и есть ополчение против Творца.
Всё, что происходит с человеком, происходит и с Богом: «Бог
ближе к человеку, чем человек сам к себе» (Н.А. Бердяев).
Боль человека – боль Самого Бога, и в этом смысле ничто не пройдёт мимо
Бога. Силы для противостояния злу человек может черпать только в божественном
источнике – благодати. Воля борьбы со злом исходит из Божией воли, и
в этом смысле ничто не совершается помимо воли Его. Созидание мироздания
– процесс богочеловеческий. Борьба с мировым злом – это утверждение
богочеловечности бытия, что и значит: Бог видит всё о каждом
человеке, участвует в судьбе каждого, о всяком печётся, и потому у
вас волосы не голове все сочтены.
На последней глубине открывается,
что всё происходящее в мироздании – происходит внутри Божественного
бытия, ибо вне Бога нет ничего. Но из этого апофатического измерения не
могут черпаться суждения о природе зла в нашем мире. Параметрами
одного уровня невозможно судить о реалиях другого. Так пролог на небе
в книге Иова – это события небесные, иноположенные миру сему. В божественном
лоне нечто произошло, определилось и заняло друг к другу и к Богу такое
отношение, что на земле отразилось в противостоянии Иова и дьявола.
В книге Иова дьявол олицетворяет сопротивление хаоса и низших
стихий их обузданию и преображению. Бог не попустительствует
им, но человек сошёл в хаотическую бездну и оказался ею порабощённым.
Восхвалённая Богом мудрость Иова в том и состоит, что Иов не воспринимает
силы, сопротивляющиеся творению мира сего, как результат Божиего
гнева.
Промысл Божий – это «божественная деятельность
в мировой жизни, сохраняющая мир и направляющая его к предназначенной
ему цели бытия; непрестанное действие всемогущества, премудрости
и благости Божией, которым Господь сохраняет бытие и силы тварей,
направляет их к благим целям, вспомоществует всякому добру» (Православный
богословский энциклопедический словарь). Промысл не может являться
в мире в форме агрессивных стихий, либо жестокой судьбы. Распятый
Бог бесконечно милосерден и обращается к человеку как живая
сострадающая и любящая Личность, а не холодный судья или необратимый
рок. Бог не хочет попустительствовать злу против человека, ибо Страдающий
на Кресте Бог не хочет зла человеку. Бог совместно с человеком в борениях
со злом.
Зло побеждает не из-за попустительства
Божиего, а по слабости человеческой, либо по преобладанию над
человеком злой силы.
Человек попадает под власть мирового фатума и рока не вследствие Божиего
наказания или попустительства, а в результате ложного выбора, обрывающего
связи с Богом и лишающего благодатных даров. Но злая воля может обрушить
силы хаоса и на праведника, – чем сильнее творческое напряжение, тем
мощнее сопротивление небытия. Сатана и поразил Иова через
разнообразные земные бедствия. Иов знает, что не совершил зла,
заслуживающего такого свирепого наказания. Праведное религиозное чувство
подсказывает ему, что природные стихии не только несправедливо обрушились
на него, но и являются восстанием на Божию справедливость, на Самого
Творца. Роптание Иова, вопреки тому, в чём пыталась убедить его жена
(«Похули
Бога, и умри» Иов. 2, 9),
направлены не против Бога, а против действительного источника его
бедствий – дьявола. Но и вопреки увещеваниям друзей он не согласился
смириться с всевластием рока и каяться в несуществующих грехах.
Благодаря своей твёрдой вере Иов заслуживает
помощи Божией, которая сметает все разрушительные последствия
дьявольского коварства и восстанавливает его жизненный космос: «И
возвратил Господь потерю Иова… и дал Господь Иову вдвое больше того,
что он имел прежде» (Иов. 42, 10). Благодать Божия нисходит к
Иову по его вере и усилиям. Оппоненты же Иова, при всём видимом благочестии,
признают высшую справедливость рока и происков дьявола, чем утверждают
бытийность зла, усиливают небытие. Таким образом, твёрдость Иова
оказалась не отсутствием смирения, но праведным творческим
дерзанием, и потому Сам Господь сказал, что Иов говорил о
Нём верно, «И благословил Бог последние дни Иова более,
нежели прежние…» (Иов. 42, 12). Фарисейская же кротость оппонентов
Иова лишена миротворящего напряжения и не способствует
различению сил. И суд Бога им: «…горит гнев Мой на тебя и на двух
друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как
раб Мой Иов» (Иов. 42, 7).
Промысл Божий требует от человека
не фарисейского уничижения и не рабского подчинения. Бог не повергает
человека в прах Своим могуществом, а промыслительно взывает принять
безмерное бремя Своего дела. «И отвечал Господь Иову из бури
и сказал…» (Иов. 40-41) – это развёрнутая перед человеком необъятная
панорама сотворённого Богом, образ мощи Божией, не уничижающей
человека, а раскрывающей творческий замысел Божий. Всё это призывает
человека кротко принять Божие назначение, но дерзновенно пойти
на его творческое исполнение. Распятый и страдающий Бог не подавляет
человеческую волю. Господь взывает к человеку с высоты Голгофы.
Этот зов мы слышим как некий внутренний глас, в который вплетено и наше
свободное самополагание. Свобода человека заключается в том,
чтобы осуществить промысл Божий. Но свобода является не только условием
промыслительного воздействия, промысл Божий входит в мир как
голос человеческой свободы. Промысл Божий направлен не вопреки,
а в поддержку человеческой свободы.
Мировые события промыслительны,
угодны Богу в том смысле, что в истинно свободном выборе человека
реализуется выбор Бога. Промыслительное действие Бога в мировой
истории является в любви и сострадании, в подаче помощи падшему,
в поддержке в решительный момент. Божие присутствие в мире выражается
не через силы и властвование, а дуновением любви и милосердия. Промысл
является в мир, как живое Божие участие, не подавляющее нас, а духовно
согревающее и взращивающее наше небесное достоинство – свободу. Духовное
Присутствие свободы и есть сила промысла Божия и благодати
Его. Благодать Божия – это дарованная человеку творческая
мощь бытия. Промысл Божий – это то, что хочет Бог от
человека, бремя бытия, принятия которого Господь ждёт от каждого
из нас. Предопределение же – это завет Бога и человека
в запредельном диалоге, то, к чему предопределила себя каждая душа
в предстоянии перед Творцом. Благодать, промысл и предопределение
являются в этом мире через человеческую свободу.
Всё определяется волей Божией, но
в силу сораспятости Бога и человека Божия воля является в мир через
человеческую свободу. Если благодать Божия –
это условие и творческая мощь свободы, промысл – голос
Божий в недрах личности, напоминающий о желаемом и угодном Богу,
то предопределение – глубинный отзвук того небесного
завета, на котором наша свобода совершила первые акты самополагания.
Это голос Божий внутри нас, напоминающий о том, к чему каждый из нас
предназначил себя на свободном небесном совете. Полнота
свободы личности достижима только при осуществлении ею своего промыслительного
назначения.
В связи с темой промысла Божия необходимо
осмыслить известное евангельское выражение: «Всякая душа да
будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие
же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится
Божию установлению» (Рим. 13, 1-2). Это нередко понимается
буквально, как указание христианину подчиняться всякой мирской власти,
вне зависимости от её отношения к религии, к Богу.
Прежде всего, нужно уяснить, на каком
уровне и с каким смыслом в данном случае сказано: власти от Бога
установлены. Если бы всякая светская власть непосредственно исходила
из рук Божиих, то такая власть была бы не мирской, а божественной. Естественно,
что божественная власть несла бы только добро и во всех отношениях –
и духовном, и материальном – была бы только ко благу человека. Но
мирская власть не является таковой ни фактически, ни по существу.
Вместе с тем, мы знаем, что сатана – князь мира сего, в мире
действует и злая воля, которая может реализоваться и через формы
мирской власти, становящейся в таком случае властью зла. Государство,
как человеческое устроение, может проявлять и добрую и злую волю,
ибо власть не даётся непосредственно Богом и не является безусловным
божественным установлением, которому всецело обязан подчиняться
христианин.
Это означает, что выражение власть
от Бога можно понимать только в смысле Божиего попущения и
как важнейшего орудия Божия промысла. И зло, и власть зла, и злая власть
являются в этом мире с Божиего попущения. Но порождается зло греховным
или ложным действием человека. Со злом должно бороться, хотя оно и
является Божиим попущением. Зло попущено Богом в том смысле, что сопротивление
Божественному акту творения является неизбежным в преображении бытия. Собственно,
зло потому и попущено Богом, чтобы мы с ним боролись, оно потому и
не устраняется непосредственно Создателем, чтобы его преодолел
сам человек.
В таком случае христианин призван не
подчиняться власти, если она несёт зло, а бороться со злой волей власти.
Христианин обязан бороться с властью зла так же, как и со злом во всех
его проявлениях, несмотря на то, что мы осознаём зло как Божие попущение,
или бич Божий. Итак, в той степени, в какой власть отпадает
во зло, христианин, противостоя злу, вынужден не подчиняться власти,
противостоять злым действиям власти, если даже она не целиком во
зле.
Но всякая земная власть, как бы ни была
она искажена злой волей властителей, содержит функцию мироустроительную,
упорядочивающую, сдерживающую, ограничивающую хаос и социальные
стихии. Власть может паразитировать на положительной миссии, но она
не может полностью её игнорировать или разрушить, ибо без неё она окончательно
теряет харизму власти и становится преступной – переступившей все
законы нравственные и юридические, и злодейской – зло делающей и
зло несущей.
Только этот нерастворимый осадок
института власти и значит, что существующие власти
от Бога установлены, ибо Богом установлено назначение власти
в определении границ дозволенного и недозволенного, в ограждении
и сковывании агрессивных инстинктов и стихий. В этом смысле даже диктатура
меньшее зло, нежели анархия и хаос, ибо диктатура это насилие, ограниченное
во времени и пространстве, социальный же хаос тотален. Поэтому, с другой стороны,
христианин обязан подчиняться и злой власти, но только в той степени,
в какой она осуществляет нейтральные по отношению к добру и злу
функции управления или сковывает стихии зла.
Отсюда сложнейший вопрос о мере и
формах сопротивления злу, исходящему от власти. Христианин безусловно не
должен подчиняться власти в том случае, если она посягает на его духовный
суверенитет, религиозную совесть, если она требует отторгнуть Бога
и продать свою вечную душу. При этом необходимо помнить, что наш немощный
земной разум не может быть полным судьей природы конкретной власти.
Ясен только редкий случай, когда власть становится открыто богоборческой
и явно видны её антидуховные и безнравственные деяния.
В остальном же можно полагаться только
на свою религиозную совесть, подсказывающую конкретное решение в
каждой уникальной ситуации. Для одних посильным будет только сохранение
внутренней независимости, для других же возможна борьба с открытым
забралом. Но для всякого христианина положены допустимые границы,
очерчивающие арену его борьбы с властью зла. Эти духовные границы диктуются
религиозной совестью: с властью зла, как и со злом в любых его формах,
можно бороться только теми средствами, которые не нарушают христианских
норм и не ведут к умножению зла в мире.
Итак, власть, как и всё в человеческом
обществе, не является непосредственным созданием Творца, но есть
дело рук человеческих. Никакая власть сама по себе не сакрализована
и потому не может являться абсолютным авторитетом, которому обязан
подчиняться человек. Если власть подчиняется высшим религиозным
и нравственным нормам, то она служит добру и тем возвеличивает свою
духовную роль и полномочия, в этом случае для христианина возможна
симфония с властью и тесное с нею сотрудничество. В той степени, в
какой власть попирает высший божественный авторитет, она превращается
во власть зла, с которой христианин призван бороться. Другими словами,
власть имеет полномочия над человеком в той мере, в какой сама не возвышает
себя над Богом и не пытается заменить человеку Божественный авторитет.