Современная наука, помимо
научно-технического воспроизводства потребительских благ, претендует на
единственно истинное мировоззрение, отрицающее все другие, прежде всего,
религиозное мировоззрение. Христианские мыслители, в свою очередь, не вполне
адекватно (ибо вместо научных догм предлагают религиозно натуралистические
догмы) противопоставляют научному атеизму и материализму ту или иную форму
креационизма[1]. «Буквалистский» креационизм
утверждает, что «Книга Бытия» Ветхого Завета адекватно и полно описывает
создание мира, – нечего умствовать, мир был сотворён в раю, который реально
находился на планете Земля. Концепция «теистического или эволюционного креационизма»
ограничивает вмешательство Творца созданием вечной человеческой души, трактует
случайность в природе в качестве проявления Божественного Промысла. Большинство
же религиозно верующих учёных воспроизводят позицию учёных на начальных этапах
становления науки: религиозность ограничивается бытовым исповедничеством, в
научной же лаборатории или кабинете исследователи руководствуются научным, то
есть атеистическим материалистическим мировоззрением. Ныне выясняется, что
онтологическая ограниченность научного познания не только накладывает
искусственные шоры на познавательную активность человечества, но и породила ряд
тенденций, грозящих мировой катастрофой. Инстинкт самосохранения человечества
формирует глобальный запрос современности: создание новой формы познания,
преодолевающего ограниченность научного универсума, синтезирующего все
доступные формы познания, выводящие познавательные взор человека в иные
измерения. И тогда прояснится, что за пределами нескольких столетий
существования современной науки – много тысячелетний опыт человеческого
познания в разнообразных формах, которые ныне забыты или подвергнуты
сциентистскому обскурантизму. Помимо этого множество артефактов свидетельствует
о том, что эон нынешнего человечества – не единственный, что на планете существовали
другие цивилизации, с совершенно иными формами познания и технологиями. Каковы
горизонты обновлённого универсального познания?
Сикстинская капелла. Сотворение Адама,
художник - Микеланджело Буонарроти (1475–1564).
Прежде всего, необходимо ревизовать
некоторые общепринятые положения и суждения. Прежде всего, необходимо
определиться: с чем мы имеем дело – с наукой как методологией изучения
натуралистического универсума, или с наукой как материалистическим
атеистическим («научным») мировоззрением? Говоря о науке в собственном смысле
слова, нужно признать, что не все области современного познания являются
наукой. Так философия – это не наука. Помимо того, что философия существует
несколько тысячелетий, а наука – несколько столетий, философия не ограничена ни
предметом изучения, ни научной эмпирической рационалистической методологией, ни
изначальными научными постулатами, принятыми «научной верой». Философия – это
постижение и созидание смыслов во всём, на что направлен взгляд философа, – от
конкретных явлений до универсума. Вместе с тем, наукой являются история
философии, а также своего рода «философоведение» или философская орфография и
грамматика – анализ и систематизация выработанных философских понятий и
категорий (чем, по преимуществу, является философия Гегеля).
Далее, невозможно взыскуемое многими
«объединение» науки и религии, а значит науки и богословия, религиозной
философии, ибо это различные субстанции: наука заведомо и принципиально
ограничено естественным, в то время как религия изначально и принципиально
ориентирована на сверхъестественное. Если научное мировоззрение отрицает
религию как враждебное себе («религиозные сказки»), то наука в собственном
смысле слова (как методология) вполне способна (при наличии доброй воли и
беспристрастности учёных) на соработничество с религией в деле человеческого
познания. Научная методология может успешно применяться в изучении истории
религии и систематизации богословия. Но ещё важнее, что может познание, не
ограничиваясь сциентизмом, понять и воспринять у религии, богословия и
религиозной философии.
По поводу
философии существует множество предрассудков. По обыденным представлениям,
философствовать – то есть рассуждать – может каждый, поэтому философии, в
отличие от других наук, не нужно специально учиться. Распространено мещанское отношение е философу: у поэта просят его
стихи, у музыканта – его музыку, к философу же все лезут со своими наивными
откровениями. Ну как же: стихи пишет только поэт, музыку только композитор, а
философствуют – все. У каждого есть заветная мысль, которая кажется ему
непонятым откровением. Тогда как для философствования требуется специфический
дар, своё умение и своеобразный упорный труд. В профессиональных же кругах полагают, что
философия – сугубо рациональная наука, доступная только корпорации
систематиков, диалектиков, схоластиков, сциентистов. Но, философ призван к
тяжкому бремени: видеть во всём, на что направлен его взор, прежде всего, смысл – сущность каждого явления в его конкретном бытии и в соотнесении с
универсумом. Философ стремится создать и сформулировать новый смысл (творчество –
это выведение из небытия в бытие, говорил Платон). Философия в русской традиции –
это богопросветлённая человеческая
мудрость о смысле и основаниях бытия, о назначении человека. Богословие же –
углубленное человеческое представление о Божественной природе, о Благовестии
Богочеловека.
Религиозная
вера открывает человеку его бессмертную душу и потому расширяет его сознание, в
свете небес открывает смысл земного существования, наделяет духовными
ориентирами. Религиозное сознание универсально и всеобъемлюще. Атеистическое же
сознание по сути заужено, принципиально частично, ибо исключает из бытия Теос –
мир божественный, небесный, духовный, оно закрыто для важнейших сфер и измерений
бытия, фрагментарно, ибо не объединено связью с Единым. Оно не ориентировано на
универсум, поэтому лишает человека возможности лицезреть первопричины и смысл
всех явлений. Но и в ограниченном натуралистическом пространстве безрелигиозное
сознание изначально искажено, ибо не способно оценить подлинное значение
отдельных явлений, не умея их соотносить с универсумом. «Бессмертие, обещая вечную жизнь… крепче связывает человека с землей…
ибо только с верой в своё бессмертие человек постигает всю разумную цель свою
на земле. Без убеждения же в своём бессмертии связи человека с землей
порываются, становятся тоньше, гнилее… Словом, идея о бессмертии – эта сама жизнь, живая жизнь, её окончательная формула и главный источник истины и
правильного сознания человека» (Ф.М. Достоевский). Поэтому верующему
человеку открыто всё то, что и атеисту, но его душа, сердце и сознание ведают
то, что напрочь закрыто для атеиста, но что и несёт высший смысл жизни.
Горделивый
человеческий разум требует, чтобы бытие Божие было доказано, и веками лучшие
философские умы занимались поисками доказательств бытия Божия. Но с такими же
основаниями можно требовать и доказательств бытия человека. Скажут, что
существование человека оче-видно, то есть доступно физическому зрению. Но наши
глаза видят вокруг себя только некие двуногие, бесшерстные, разглагольствующие
существа, почитать которых за людей нас понуждает не натуральная очевидность, а
наш разум, вмещающий представления о мире, природе и разумных в ней существах –
людях. Без некоего духовного и интеллектуального опыта ни мы не стали бы
людьми, ни вокруг себя не обнаружили бы людей. Признание себя человеком есть
критерий умственной вменяемости. Существование человека очевидно только для
нашего духовного опыта, выделяющего нас из природного космоса. Если так, то
следует предположить, что опыт этот может возрастать, открывая для себя всё
новые реальности, вплоть до Первопричины и Творца самой реальности – Бога. Для
духовно «продвинутого» сознания, то есть для сознания религиозного – бытие
Божие настолько же очевидно, как и существование человека, если не больше. И
человека, и Бога мы зрим духовными очами, и вопрос только в том, обладаем ли мы
достаточной степенью духовного зрения. Соответственно – признание или отрицание
Божественной реальности есть критерий развития разума, ибо только предельно
эгоистичное и этим ограниченное человеческое сознание не способно увидеть вне
себя нечто безмерно более значимое, чем оно само.
Итак,
религиозная установка сознания – наиболее целостна, поэтому только религиозная
философия является собственно философией. Наиболее универсальна и всеобъемлюща
христианская религиозность, ибо христианство благовествует о полноте Божества –
Триедином Боге, о воплощённой Истине – Богочеловеке. Но это не означает, что христиане
изначально и по определению обладают истиной. Другие религии более
сосредоточены на частных сферах бытия, поэтому наряду с заблуждениями содержат,
в той или иной степени, истинные представления об отдельных сторонах сущего.
Христиане призваны углублять христианское видение
бытия и на его основе давать ответы на вызовы своей эпохи. Для этого необходимо
использовать и частный взгляд других религий, – в тех сферах, на которые
христианские авторы не обращали должного внимания или обращают мало в силу исторической
инерции христианской цивилизации.
Компас в этой рукописи 13 - го века является символом Божьего акта творения. Бог создал вселенную после геометрических и гармонических принципов, искать эти принципы - означает искать и поклоняться Богу.
Всеобъемлющее
религиозное познание не может ограничиваться какой-нибудь методологией, так как
ухватить смысл невозможно только
понятийно-категориальными методами. Более того, грандиозный аппарат
рационалистических методологий – математики, логики, диалектики, софистики –
без смыслов, которые они призваны обслуживать, превратился бы в род
бессмыслицы. Есть целые философские течения, которые заняты анализом и
классификацией философских методологий. Это насущное дело не является
собственно философией, так же как виртуозная работа филолога не может
претендовать на на создание новых художественных образов, на что способно
только писательское творчество. Учёный филолог изучает разнообразные
закономерности языка, но развивает язык творец произведений художественной
литературы. Более того, писатель нередко слаб в орфографии и грамматике, по
сравнению с учёным филологом может оказаться вполне безграмотным, но, тем не
менее, именно он существует в стихии живого языка, открывает его новые образы,
понятия и их взаимоотношения. Дело филолога затем строго научно именовать эти
открытия, анализируя и систематизируя.
Так и
грандиозная философия Гегеля занимается изучением строя понятий и категорий,
реконструкцией системы умозаключений новоевропейского философского языка, то
есть орфографией определённой философской традиции. Ибо Гегель не был нацелен
на созидание собственно новых смыслов. Притом, что предложенная им система философской орфографии во
многом плодотворна, она вполне произвольна, что закономерно для всякой попытки
выстроить всеобъемлющую систему. Дело будущих поколений «философских филологов»
реконструировать полноценный философский язык, используя достижения Гегеля и
отвергая его крайности и ошибки.
Беда в том, что
гегелевская философская филология
воспринимается как собственно философское творчество, более того, его система
философской орфографии – как венец философии, – сам Гегель был уверен, что своей философской системой
выражает последнюю ступень самопознания Абсолютного Духа: «Я мог бы сказать вместе с Христом, что я учу правде и я есмь правда».
Но создают
новые смыслы философские умы, всецело ориентированные на «выведение из небытия в бытие» (Платон), целостный акт
философского познания включает все аспекты творчества. Помимо функций разума и
рассудка, это и религиозное озарение, мистический экстаз, духовное
самоуглубление, и интуитивное созерцание, которое может иметь различную
природу: отражать бессознательные или подсознательные процессы, быть
эстетической интуицией гармонии и меры, нравственной интуицией добра и долга.
Это может быть творческое вдохновение, художественное воображение или
вдохновение любви. Опыт всех экстатических
прорывов в новые духовные сферы и синтезируется в акте философского
познания смысла бытия. Оформляется смысл и рациональными понятиями, и
художественными образами. И только на этапе классификации наработанных смыслов
доминируют рациональные методы. Один философ лицезреет кипящую лаву в глубинах
бытия, другой изучает формы застывшей пемзы.
Философское
познание пересекается с формами художественного творчества, прежде всего с
художественной прозой, с поэзией, с музыкой и даже скульптурой и архитектурой, –
все они являются различными слоями расширяющегося универсума человеческого
познания. Актуальны, например, вопросы: музыка
и смысл, музыка и форма. Музыка прежде всего расширяет горизонт человеческого
познания, музыкант передаёт и духовные вибрации небесных сфер (Бах), и звучание
человеческих чувств (Бетховен) и громыхание сфер адских, веяние человеческого
духа и шумы человеческих страстей. Вслед поэтический образ соединяет музыку со
словом, углубляя его смыслы. Художественная литература расширяет далее
вербализацию образов, наделяя слово всё более проникновенными смыслами. Философия
же формулирует осознанные смыслы, новые категории и понятия, которые позволяют
созидать на нижеследующих этажах познания, вплоть до сопромата и деталей машин.
Чем больше философия проникается музыкой слова, тем глубже она погружается в
реальность.
Музыка передаёт ход явления и общее
ощущение его образа, его лёгкий графический абрис. Выражаемое музыкой явление
может быть частным и тогда музыка дробна и малосодержательна. Но дело не в
размерах формы. И в малой форме, как в кристалле, может светиться сферическое содержание.
Она может оказаться и штрихом общей картины. Гениальные творения выражают дух
эпохи, основной её катаклизм и означают главные силы. Музыка может выразить и
направленность исторического движения. Истинно гениальное творение, синтезируя
всю историческую наличность, может указать ей новый исход.
Может быть сугубая сосредоточенность на
отдельных полюсах реальности (тёмном или светлом), на отдельных её сторонах или
фрагментах. Вся современная музыка не синтетична и не гармонична. Гармония есть
единство всего в праведном движении, всеобщность и цельность. Всякая
частичность сама по себе не гармонична. Апофеоз частичности – дисгармония.
Современная музыка в основном отражает
господствующие вихри тёмных сил. Состояния порабощения ими и сладостного отдавания
им. Разбушевавшимся тёмным стихиям в общем нечего противопоставить. Изредка
мелькают светлые образы, но и только как глубинные ретроспекции. Сейчас всё
окончательно закручено в хаосе, на мгновение удерживаться можно только на
чём-то из прошлого. Нет нового порыва, нет новой синтезирующей воли. Это музыка
трагического безвременья. Рок, поп – оглушают и заводят искусственный маятник в
душе, заглушающий этот трагизм, чтобы вовсе его не ощущать или застыть
внутренне в исступлённом сладостном подергивании. Трагедия изнутри вытесняется
во вне – в маску. Душа пуста. Эстрада (хорошая французская и итальянская, и
плохая социалистическая) – выводит на поверхность чувств и мыслей и даёт
видимость успокоения на этой плёнке над хаосом. Нужно наслаждаться любовью и радоваться
жизни. Если и страдать, то только из-за любви и ревности. Джаз уводит в
бездумье. Лелеяние пустых и преходящих грёз души. И чем более пусто и
скоропреходяще – тем ценней. В общем, музыка выражает распад и разброд
современности, и в ней почти не слышно собирательных звуков. И тем более нет
синтетического обобщения происшедшего, и нет пути.
Музыка не несёт непосредственного смысла
и значения. Она даёт определённый настрой, при котором легче улавливаются
определённые смыслы и ощущаются некоторые значения. Музыка служит раскрытию
смысла наиболее опосредовано из искусств. Хотя она кажется наиболее
одухотворенным, то есть бесплотским видом искусства. Но плоть музыки – звук, не
менее материальна, чем цвет.
Несёт непосредственный смысл слово –
логос. Но смысл этот не очевиден. Он в глубине слова и втайне от сутолоки
обыденного говорения. Слово имеет внутреннюю музыку, имеющую прямое отношение к
раскрытию его смысла. Содержание слова адекватно вскрывается его формой, а
музыка слова есть существенная константа его формы. Вскрывает внутреннюю мелодию,
ритм и темп слова поэзия. Построить слова таким образом, чтобы зазвучало каждое
из них и все они вместе. Поэзия позволяет взглянуть на смысл слова более всего
со стороны его звучания, то есть музыки. Поэтическое проникновение в слово
очень глубоко, но оно не всеобъемлюще. Поэзией вовсе не исчерпывается смысл
слова.
Разумеется, может быть поэзия, выражающая
какую-то грань музыкальности слова. Упоение самой музыкальностью в большом
отрыве от смысла (Белый, Брюсов). Сосредоточенность на мелодике слова (Есенин).
Увлечённость ритмом (по индивидуальности дарования, а не по теме таков
Маяковский). Или раскручивание темпа слова (Цветаева). Может быть и
преднамеренное удаление от музыкальности слова – белый стих. В какую сторону
удаление – это уже другой вопрос. Оно может вывести и в художественную прозу, и
в философию, а может и завести в пустое никуда.
Поэзия вскрывает смысл слова через
выявление его внутренней музыкальности. Поэзия существует не для самой себя, а
для вскрытия смысла бытия. Но послужить этому раскрытию жизни поэзия может
только одним способом – оставаясь поэзий и будучи только поэзией, то есть
слушая и выражая прежде всего музыку слова. В этом смысле и можно сказать, что
цель поэзии – поэзия. Единство музыкальности и смысла, раскрытия глубинного
смысла через музыку слова – идеал поэзии. И живым воплощением этого идеала
является неподражаемый Пушкин.
Во всякой форме искусства присутствует
музыка – ритм и гармония форм, красок, образов, звуков. Литература
– это искусство, объединяющее логос (смысл, выраженный в слове) и
музыку. Поэтому она воздействует не только смыслом слова, но и чередованием
(ритмом) образов. Поэтическое высказывание, как наиболее музыкальное,
завораживает музыкой слов. Но в поэтической
музыкальности чередуются, вибрируют, струятся не чистые звуки,
а слова, имеющие смысл и несущие образы. Музыка поэзии способна вызвать
душевный настрой, при котором слово слышится в первообразной сути.
Она утончает восприятие, и мы ощущаем новое рождение слова. Опадают
рационализированные схемы, сковывающие язык, и нам светится суть
вещей. Очевидно, поэтическая гармония (согласованность, стройность
слов и их ритм, определённая частота чередования) вводит в те экстатические
состояния, когда в слове за обыденностью открывается глубинный логос.
Поэтическая речь, не отменяя коммуникативную
функцию языка (способствующую общению, связи, взаимопониманию),
встраивает слово в оригинальный авторский контекст, и муза поэзии вскрывает
музыкальность слова, которое вещает по-новому. Поэзия к горизонтальному
измерению языка (рациональные смыслы и значения – коммуникация)
добавляет вертикальное, когда слово соединяет и вечные логосные
смыслы, и индивидуальные авторские образы. Поэтическая речь раскрывает
и углубляет словарное значение слова, прибавляет к нему новый
смысл. Этот сверхсмысл объединяет
вечную логосность и индивидуальное мирочувствие автора, музыку
космических сфер и тональность души автора. В поэтическом слове сокрыт-открывается,
звучит и смысл вещей, и судьба автора.
Рассуждения о поэзии в большинстве
своем сосредоточены на формах поэтического образа, средствах поэтической
выразительности (поэтика), семантике – смысле слов, синтаксисе –
способах соединения слов и словосочетаний произведения (лингвистика),
знаковости (семиотика) или сообщительности (прагматика). В поэтическом
произведении могут видеть знаки запредельных сил (мистика), зашифрованные
магические заклинания. Но во всяком творческом произведении отражается,
прежде всего, духовная судьба творца, его экзистенциальный опыт. Возможно
философское переосмысление и выражение этого опыта, что не менее
плодотворно.
При этом подходе выявляется, что так называемые
кочующие литературные образы и темы не только отражают эстетическую
литературную традицию, но и формируются духовным творчеством человечества.
Глубинным хранилищем общечеловеческого духовного опыта является
Книга книг – Библия. В библейской
символике, образности, сюжетах, терминологии можно увидеть не только
литературные традиции, но и выражение духовного и экзистенциального
опыта. Поэтому помимо поисков литературных ассоциаций, плодотворно понять,
что непосредственно высказано. Как всякого истинного творца, Цветаеву,
например, мучили, прежде всего, бытийные проблемы, а не только проблемы
рифмы, формы, стиля; дать новую сущность,
по Цветаевой, и есть дать новую форму
– «Стихи – созвучие смыслов». «Так говорить должно только к Богу. Ведь это
же молитва! Людям не молятся… И – раз
навсегда – все мои такие стихи,
все вообще такие стихи обращены к Богу… – Поверх голов – к Богу. По
крайней мере – к ангелам… Так:
все мои стихи к Богу если не обращены, то возвращены» (Марина
Цветаева).
Скульптура – вмещение пространства во время, вернее, попытка
пространства выйти из времени. Борьба пространства со временем: а) победоносна,
поскольку пространство временно неподвластно времени, пространство застывает
вне времени, а время обтекает пространство; б) ограничивается конечным
торжеством времени, разрушающим гармонический пространственный микрокосм. Музыка – выход, врывание времени в
пространство, потрясание пространства временем. Вибрирование пространства из-за
столкновения с временным. Но
поколебленное пространство стремится вернуться и закоснеть. Материя существует
в пространстве и времени, а дух во времени. Музыка – борьба духа с материей, то
есть времени с пространством. В вечности отражаются первообразы, сформированные
в мире сем – в пространстве и времени.
С другой стороны вскрывает смысл слова –
художественная проза. Она захватывает определённую сторону поэтического, а
следовательно, и музыкального раскрытия слова. Но ритм, темп и мелодия слова
являются только одним из составных элементов построения литературного образа –
главного средства раскрытия смысла в художественной прозе. Литературный образ в
определённом смысле есть синтетическое выражение всех видов искусств. Вернее,
всех видов форм выражения смысла в искусстве. Он имеет архитектурность
пространства и формы, скульптурную пластичность объёма и форм, линию рисунка,
красочность живописи. И художественный образ, конечно, движется, а значит,
имеет темп и ритм движения, как имеет темп и ритм соотнесённость образов, то
есть повествование в целом. Каждый образ имеет свой звук и его можно услышать в
общем хоре звуков-голосов.
Как и все виды искусств, художественная
проза может удаляться от собственного назначения в различных направлениях. В
любом случае, это удаление будет означать разрушение художественного образа в
конъюнктурном или дидактичном, или откровенно пошлом прозаическом тексте. Но
есть направление, в котором художественная проза может выйти за свои пределы,
не переставая, тем не менее, быть собою. Где кончается обыденный текст и
начинается литература? Художественная литература порождает образы. А
художественный образ – это особого рода живое существо либо живая материя. Мы
так к нему и относимся: сопереживаем ему, осуждаем, обижаемся на него, или
восторгаемся. Он поверяет нам тайники своей души. Он воздействует на нас
примером, призывом либо предостережением. Этот живой контакт невозможен ни с
безжизненным куском материи, ни с фантастической химерой.
Художественная литература не только
является преддверием философии, не только наделяет философский взор новыми
образами, но иногда возвышается до подлинного философского творчества. Гениальным
писателем-метафизиком был Фёдор
Михайлович Достоевский. В литературной форме, как наиболее адекватной его
образу мысли, Достоевский пытался обдумать и решить собственные метафизические проблемы. Как у всех
великих русских писателей, начиная с Пушкина, писательский труд Достоевского
был одновременно и самотворчеством,
созиданием личности и нового образа жизни. Нить мучительной судьбы Достоевского
вплетена в ткань его произведений. С другой стороны, в творениях своих он
пытался понять и разрешить мучающие его вопросы жизни. Говоря современным
философским языком, его творчество экзистенциально,
прежде всего, в том, что охвачено единством
экзистенции самого автора.
Таков путь осознания Достоевским
действительности: личное переживание воплощается в художественной форме и затем
осознается вполне. В художественном образе он погружается в метафизическую
глубину проблемы, исследует её диалектическое содержание и после этого
формулирует впрямую. Это не просто литературные занятия, не игра фантазии, мало
отражающиеся на облике и судьбе автора, а тип
жизни. Достоевский не мог не писать романов, прежде всего потому, что
разрешал в них проблемы собственного бытия. Отсюда потребность миссионерства –
распространения своих взглядов, отсюда же и профетичность – чувство пророческой
значимости своих высказываний. Не может писатель, творящий в сугубо
литературных традициях и ассоциациях, проникнуться пафосом обладания целостной
истиной, спасительной для человечества. Вместе с тем Достоевскому не были чужды
и эстетические поиски, он был в гуще литературной жизни и живо реагировал на
неё. Но литературный процесс не был для него самодостаточным, а служил
материей, в которой он мог наиболее адекватно воплотить своё видение мировых
проблем.
Ф.М. Достоевский в своих романах описывает не столько
эмпирические события и состояния человека, сколько, прежде всего, события
духовные, диалектику духовных реальностей: «Меня зовут психологом, неправда, я лишь
реалист в высшем смысле, то есть я изображаю все глубины души человеческой».
Н.А. Бердяев первым осознал духовидчество
Достоевского: «Его творчество есть
знание, наука о духе… Романы Достоевского – на настоящие романы, это трагедии,
но и трагедии особого рода. Это внутренняя трагедия единой человеческой судьбы,
единого человеческого духа, раскрывающегося лишь с разных сторон в различные
моменты своего пути… Он весь в динамике духа… Достоевский – великий
революционер духа. Он весь направлен против окостенения духа… Достоевский знает о совершающейся революции,
которая всегда начинается в духовной
подпочве. Он прозревает её пути её плоды… Достоевский пребывает в духовном
и оттуда всё узнаёт… Достоевский воспринимает жизнь из человеческого духа…
Поэтому Достоевский видит революцию, совершающуюся в глубине человеческого духа… Достоевский на своём знании
человеческого духа основывает свои предвидения… Искусство Достоевского всё – о
глубочайшей духовной действительности,
о метафизической реальности, оно
менее всего занято эмпирическим бытом… Не реальность эмпирического, внешнего
быта, жизненного уклада, не реальность почвенных типов реальны у Достоевского…Реальна у него духовная глубина человека, реальна судьба человеческого духа. Реально отношение человека и Бога,
человека и дьявола, реальны у него идеи, которыми живёт человек… Он не
психолог, он – пневматолог и метафизик-символист…
Если и можно назвать Достоевского реалистом, то реалистом мистическим».
Две основные
функции философского акта – 1) выведение смыслов из тьмы небытия и 2)
классификация наработанных смыслов, а также анализ орфографии философского
языка – наиболее ярко и полно представлены двумя гениями античной философии –
Платоном и Аристотелем, которые оказали наибольшее
влияние на философское мышление христианских народов. Они явили различные
методы философствования, которые оппонируют друг другу на протяжении многих
веков. В постижении метафизической истины оба подхода взаимодополняют друг
друга, развиваются и углубляются его последователями в диалектической полемике.
Русская культура восприняла через Византию традицию христианского платонизма,
что придало национальному духу определённое своеобразие.
Большинство диалогов Платона похожи на
литературные, а не философские тексты. Форма диалога предоставляет возможность
для диалектического столкновения мнений: кто-то рассказывает кому-то какую-то
историю, либо пересказывает миф, либо рассуждает о чём-либо умственном –
например, о красоте самой по себе; затем участники могут подискуссировать.
Диалоги близки к художественным произведениям, хотя Платон мог быть и
рационалистом, как в диалогах «Теэтет» или «Софист». В художественности и
образности его текстов сокрыто основное своеобразие платоновской методологии. В
творчестве Платона сильны эротические и эросные энергии, акцентирующие и
воссоединяющие противоположности мужского и женского, земного и небесного.
Сложные философские тексты, например
Аристотеля или Гегеля, требуют для понимания нескольких прочтений, но когда
смысл открывается сполна, понятое не
требует дальнейшего углубления. Иная природа текстов в Библии. При первом
знакомстве открывается обширный пласт известных смыслов, ассоциаций, ибо
библейскими образами пронизаны наша жизнь и культура. Последующее чтение
открывает новые глубины, которые можно постигать всю жизнь. В бездонности –
специфика образного языка, в отличие
от рационалистического, способного выразить сложные, но настолько неглубокие
смыслы. Рациональное понятие ограничено, жёстко схватывает частный смысл,
отрубая сопряжённые смыслы. Поэтому, осознав его, дальше погружаться некуда.
Острый луч рассудка может глубоко проникнуть в явление, при этом освещаются
фрагменты, расчленяется живая ткань предмета, многое разрушается, теряется, а
значит, не схватывает целостность, не воспринимается жизненная органичность явления.
Творческий метод Платона, помимо
категориального анализа включающий художественный образ, позволяет целостно
созерцать предмет, не нарушая живого
единства разнообразия. Образно-понятийное познание объединяет в себе
разнообразные проявления человеческого духа, оно более органично, представляет
собой творческое вживание в предмет, экзистенциальное сопереживание, целостное
созерцание. Образ несёт больше информации, ибо содержит живое представление о
бытии, позволяющее погружаться в него. Платоновский текст, подобно библейскому,
открывается с начала, но по мере возвращения к нему погружаешься в более
глубокие смыслы. Диалоги Платона задают параметры философствования, которые
глубже и обширнее рационалистических. Для Платона в отличие от Аристотеля акт
философского познания был прежде всего актом богопознания. Платона интересовал
более всего вопрос главный: каково бытие Демиурга, кто есть Творец бытия, что
происходит в акте творчества – творения? Направленность на познание
Божественной сущности бытия является актом богопознания. Основные его диалоги –
вокруг этого, особенно диалог «Тимей» – самый глубокомысленный философский
текст в европейской философии. Именно в «Тимее» впервые человечество узнало не
только об исчезнувшем материке – Атлантиде, но и обо многих представлениях о
Творце Бытия. Философия Платона онтологична по предмету и экзистенциальна по
форме. Экзистенциальный онтологизм
ориентирован на созидание новых смыслов, для чего синтезирует широкий спектр
средств: от рационалистической диалектики до художественных образов. Платон
вывел из небытия в бытие грандиозное количество смыслов (начиная от мира идей и
первого в истории представления о вечной индивидуальной душе), которые питают
европейскую культуру до настоящего времени.
Философию Платона развивали платоники и
неоплатоники. Платон стоит у истоков христианского богословия; отцы Церкви и
богословы средних веков называли Платона первым христианином до Христа, божественным
Платоном. Если Платона интересовали прежде всего вечные идеи как
первоосновы бытия, то Аристотеля более всего – энтелехии явлений и предметов,
его сознание менее универсально. Аристотель – яркий пример рационалистического
познания. Его философию можно характеризовать как рационалистическую метафизику. Аристотель – гениальный философ, но
он фактически анализирует и систематизирует ту массу смыслов, которые вывел на
свет Платон. Аристотель филигранно располагает их по «полочкам» и навешивает
«ярлыки». Один подход не исключает другого, но понятно, какой приоритетнее в
творчестве как созидании новизны. Каждый значительный философ и философская
традиция в христианской культуре несут в себе начала Аристотеля и Платона. У
кого-то доминирует системно-рационалистическое
(в этом близкое научности), у кого-то – экзистенциально-онтологическое
осмысление мира (более религиозно философское). Западноевропейское философское
умозрение склонно продолжать аристотелевскую традицию. Восточнохристианское –
византийское, православно-славянское и русское – следует в русле платоновской
традиции.
Платон оказал огромное влияние на
патристику, которая была платонической и неоплатонической. Православное
богословие и богослужение пронизаны образами христианского неоплатонизма. Без
платоновского мира идей, без его представлений о вечной человеческой душе
невозможно понять смысл христианской литургии. Тем же, кем для Западной Церкви
был Фома Аквинский – автор проаристотелевской схоластики, тем для Восточной
Церкви был Константинопольский патриарх Фотий. Примечательно, что в то время,
когда Фотий в 870 году создал свою академию, и Византия переживала культурный и
богословский расцвет, на Западе только заканчивались века варварства.
Виктор АКСЮЧИЦ
.
Публикация:
http://www.ortodoksiya.ru/single-post/gibel-bogov7
Публикация:
http://www.ortodoksiya.ru/single-post/gibel-bogov7
[1] Креационизм
– (от лат. creatio, род. п. creationis –
творение) – теологическая и мировоззренческая концепция:
основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а
также мир в
целом, созданы непосредственно Богом.